Навигация

Счётчик посещений

ПРОГРАММА Соц-эк-го развития 2016-2018

 

Р Е Ш Е Н И Е

22.12.2015                                                   г. Саратов                                             № 1-07/280

 

Об утверждении Программы

социально-экономического развития

Саратовского муниципального района

на 2016-2018 годы

 

 

В связи с окончанием действия Программы «Социально-экономического развития Саратовского муниципального района на 2013-2015 годы»,руководствуясь статьёй 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом Саратовского муниципального района Саратовской области, Собрание депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области РЕШИЛО:

1. Утвердить Программу социально-экономического развития Саратовского муниципального района Саратовской области на 2016-2018 годы согласно приложению к настоящему решению.

2. Настоящее решение вступает в силу с момента его опубликования в районной газете «Большая Волга».

3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на комиссию по бюджетно-финансовой политике, использованию муниципальной собственности, местным налогам и сборам.

 

 

 

 

Глава Саратовского

муниципального района                                                                    Н.Г. Гурьева

 

 

 


 

Приложение к решению Собрания депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области

от 22.12.2015 №1-07/280

 

 

 

Программа

СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Саратовского муниципального района Саратовской области

на 2016-2018 годы

Саратов 2015

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

«СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

САРАТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

на 2016-2018 годы»

 

Наименование

Программа социально-экономического развития Саратовского муниципального района на 2016-2018 годы (далее – Программа)

Основания

разработки

Программы

- Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Заказчик

программы

Администрация Саратовского муниципального района

Разработчик

Управление экономического развития, сельского хозяйства и продовольствия администрации Саратовского муниципального района

Исполнители

Органы местного самоуправления Саратовского муниципального района

Цели и задачи

Стратегическая цель:

повышение качества жизни населения путем развития экономического потенциала и роста эффективности использования природных ресурсов.

Обозначено три стратегических направления:

  1. Сохранение и развитие человеческого потенциала территории.
  2. Развитие экономического потенциала и повышение эффективности использования природных ресурсов.
  3. Повышение эффективности работы органов местного самоуправления.

Срок реализации

2016 - 2018 годы

 

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

-          объем инвестиций увеличится в 1, 6 раз;

-          средняя заработная плата вырастет примерно на 10,7%;

-          уровень регистрируемой безработицы составит
0,8 процента от численности экономически активного населения области.

Контроль

за исполнением Программы

Контроль за исполнением Программы осуществляет

администрация Саратовского муниципального района

Введение

Начиная с 2003 года в Российской Федерации реализуется Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В рамках данного закона было проведено изменение существующей территориальной организации местного самоуправления, начато разграничение полномочий и предметов ведения между субъектами Федерации и муниципальными образованиями, распределение вопросов местного значения внутри системы местного самоуправления, созданы основы правового регулирования отношений в рамках бюджетного финансирования расходных полномочий органов местного самоуправления и отдельных государственных полномочий, осуществляемых органами местного самоуправления.

Поиск нового качества и содержания управления местным развитием привели к появлению новых форм и методов планирования, в том числе стратегического планирования, в рамках которого проходит формирование целевых ориентиров развития местного сообщества на перспективу в соответствии с имеющимися возможностями и ресурсами, а также определяется последовательность их реализации. Схема стратегического планирования социально-экономического развития Саратовского района Саратовской области представлена на рисунке 1.

Стратегическое планирование развития Саратовского района Саратовской области интегрировано в систему стратегического планирования Саратовской области, закрепленную Программой социально-экономического развития Саратовской области. В рамках этих документов в качестве приоритета развития Саратовского муниципального района определено сельское хозяйство, промышленное производство и развитие малого предпринимательства, что соответствует потенциальным возможностям и природным ресурсам территории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1. Схема стратегического планирования социально-экономического развития Саратовского района.

 

1.Социально-экономическое положение Саратовского муниципального района

1.1. Итоги социально-экономического развития Саратовского муниципального района

Саратовский муниципальный район является сельскохозяйственным районом с развивающейся промышленностью, о чем свидетельствует резкий рост объема промышленного производства.

Показатели, достигнутые в 2014 году

 

В 2014 году индекс промышленного производства составил 138,2%.

Оборот розничной торговли в 2014 год составил 5683878,21 тыс. рублей, что на 28,6% выше уровня 2013 года.

Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами на сумму 27,1 млн. рублей, что на 38% выше по сравнению с соответствующим периодом 2013 года.

Оборот общественного питания составил 591321 тыс. рублей. Индекс физического объема по сравнению с 2013 годом меньше на 13,6%.

Объем платных услуг населению района в 2014 году составил          687390,6тыс. руб., что в сопоставимых ценах на 5,0% выше уровня 2013 года.

Среднесписочная численность работающих в экономике в 2014 году  составила 20161 человек, что на 1,5% выше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года.

Среднемесячная заработная плата одного работника по району за 2013 году составила 15782,9 рублей  и увеличилась на 11,6% по сравнению с соответствующим периодом 2013 года.

Инвестиции в основной капитал по крупным и средним организациям (с учетом областных организаций) в 2014 года составили

408842 тыс. рублей, что на 62,3% ниже уровня соответствующего периода 2013 года.

Ввод в действие жилых домом введено в эксплуатацию 276 жилых домов общей площадью 50055 м.кв., что на 16,7% выше предыдущего года.

 

2. Цели и задачи Программы

Главной целью Программы является формирование условий для динамичного экономического и социального развития Саратовского муниципального района, направленного на повышение качества жизни населения.

Для достижения основной цели Программы необходимо решение следующих задач:

- стабилизация демографической ситуации, повышение качества и доступности услуг в сфере образования, культуры и социальной защиты, создание условий для ведения здорового образа жизни, развитие массовой физической культуры и спорта;

- создание условий для повышения уровня и качества жизни населения города, рост доходов населения;

- создание условий для стабильного развития эффективных производств с целью повышения их конкурентоспособности;

- формирование благоприятной среды для развития бизнеса;

- стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности с целью модернизации производства и инфраструктуры;

- повышение эффективности использования ресурсов;

- повышение привлекательности сельских территорий для инвесторов и квалифицированных работников;

- развитие транспортной инфраструктуры, связи и информационных технологий;

- развитие жилищного строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

 

3. Краткая характеристика Саратовского муниципального района

Саратовский муниципальный район образован в 1937 году. Район является сельскохозяйственным районам области с развитым производством зерновых культур и животноводством.

На территории района располагается 12 муниципальных образований (Александровское, Багаевское, Вольновское, Дубковское, Краснооктябрьское, Красный Текстильщик, Михайловское, Расковское, Рыбушанское, Синеньское, Соколовское, Усть-Курдюмское).

Район расположен на правом берегу р. Волги в Центральной зоне, является пригородом г. Саратова, граничит с Воскресенским, Красноармейским, Лысогорским, Новобурасским, Татищевским и Энгельсским районами.

 

  • Ø Площадь района составляет 195053 га.
  • Ø Население района – 48558 человек
  • Ø Административный центр района расположен в г. Саратове.

Площадь территории района в настоящее время составляет 1,9 тысячи квадратных километров. По этому показателю он уступает многим другим районам области, но одновременно это и один из самых густонаселенных районов. 48,1 тысячи человек являются его жителями. Средняя плотность населения - 25 человека на один квадратный километр.

Саратовский муниципальный район занимает особое место в области. Это пригородная территория, сочетающая в себе черты как сельского, так и городского быта. Экологические преимущества сельской местности в сочетании с городскими коммуникациями и инфраструктурой определили роль динамично развивающегося и инвестиционно-привлекательного района Саратовской области. Расположение Саратовского муниципального района, его приближенность к областному центру, наличие в нем важнейшей для страны транспортной развязки и автомагистрали, соединяющей центральную часть и юг России, определили роль динамично развивающегося муниципального образования.

Территория последнего насыщена транспортными и иными коммуникациями, на его земле располагаются предприятия, обеспечивающие жизнедеятельность областного центра. Через район проходят железнодорожные магистрали Саратов-Москва, Саратов-Самара, Саратов-Волгоград, несколько автодорог республиканского значения (Саратов-Балашов, Саратов-Пенза, Саратов-Волгоград, Саратов-Самара, Саратов-Тамбов).

Промышленное производство в основном сконцентрировано в Дубковском и Расковском муниципальных образованиях. Сельское хозяйство, преимущественно, развито на территориях Вольновского, Михайловского и Рыбушанского муниципальных образований.

На территории Саратовского района в последние годы появилась тенденция в восстановлении мест массового отдыха. В настоящее время функционирует ЛОК «Волжские дали», где могут провести уникальные физиотерапевтические процедуры, построена база отдыха «Хуторок», где наряду с гостиничным комплексом и пляжем действует спортивно-развлекательный комплекс, строится современный яхт-клуб в с. Усть-Курдюм. Восстановлены традиционные места отдыха – турбаза «Волга», пансионаты «Сокол», «Заря» и т.д.

Конкурентные преимущества района складываются из следующих факторов:

- удачное географическое положение – район примыкает к административному центру области – городу Саратову, что делает его крайне перспективным с точки зрения логистики для размещения производств, ориентированных на потребителей в областном центре;

- наличие развитой транспортной инфраструктуры, близость к федеральным и областным трассам. Через район проходят железнодорожные магистрали Саратов-Москва, Саратов-Самара, Саратов-Волгоград, несколько автодорог республиканского значения; речное сообщение через реку Волгу.

- наличие квалифицированной рабочей силы.

 

3.1. Природные ресурсы

Территория Саратовского муниципального района относится к степной зоне. Имеются залежи общераспространенных полезных ископаемых (песок, глина) в Александровке, Багаевке, Соколовом, Михайловке, Рыбушке.

Общая площадь лесов по району составляет 14389 гектаров или 7,4 % от общей площади района. Площадь сельскохозяйственных угодий занимает 125286 гектаров (64% общей площади района).

По территории района протекает 9 малых рек (Сосновка, Латрык, Рыбка, Карамыш, Горючка, Елшанка, Гуселка, Вязовка, Курдюм) протяженностью 54 км, р. Волга, 48 прудов, которые используются для обеспечения населения питьевой водой, зон отдыха, водопоя скота. Кроме того, имеется 45 родников, 304 колодца и 43 артезианские скважины.

Климат района континентальный, холодный зимой и жарким летом. Характерной чертой климата является колебание показателей в отдельные годы. В среднем на территории района выпадает 400-500 миллиметров осадков в год, что близко к среднему показателю по области, средняя месячная максимальная температура воздуха самого жаркого месяца (июль) равна +27,5 0С. Температура холодного периода (средняя температура холодной части отопительного периода) равна -15,2 0 С.

Ресурсный потенциал территории, по сути, предопределяет развитие традиционных сфер хозяйствования: сельскохозяйственного производства, пищевой и перерабатывающей промышленности, лесопромышленного комплекса.

Полезные ископаемые на территории Саратовского муниципального района представлены углеводородным сырьем (нефть, газ, газовый конденсат).

К настоящему времени в Саратовском муниципальном районе в Государственном балансе полезных ископаемых Саратовской области числится 7 месторождений углеводородного сырья.

В настоящее время в Саратовском муниципальном районе известны 23 месторождения общераспространенных полезных ископаемых, в том числе керамзитовых глин – 3; кирпичных глин – 6; песков строительных – 14.

 

 

4.Муниципальные финансы

Консолидированный бюджет района является источником финансирования развития социальной сферы района, реализации социальных программ и проведения мероприятий, направленных на улучшение инфраструктуры.

4.1. Доходы бюджета

Фактическое поступление доходов в консолидированный бюджет Саратовского муниципального района за 10 месяцев 2015 год с учетом безвозмездных перечислений составляет 688,5 млн. рублей или 74,3 % к плану 2015 года и 98,1 % к 2014 году.

Получено налоговых и неналоговых доходов 385,8 млн. руб. или 79,7% к бюджетным назначениям 2015 года и 118,2 % к фактическому исполнению 2014 года (в том числе поступление налоговых доходов составило 242,9 млн. рублей; неналоговых доходов 142,9 млн. рублей).

 

Основные задачи по наполняемости бюджета муниципального образования

- обеспечение полноты учета налогоплательщиков и объектов налогообложения (выявление незарегистрированных строений, самовольно занятых земельных участков и использование их без оформления в установленном порядке, содействие в оформлении прав собственности на земельные участки и имущество физических лиц);

- взаимодействие с администраторами доходов (активизация  работы по взысканию недоимки в бюджет района в результате претензионно -исковой работы к неплательщикам);

- сокращение недоимки по налогам и сборам и другим обязательным платежам в бюджет района (продолжение работы межведомственной комиссии по контролю за поступлением средств в бюджет района, внебюджетные фонды и увеличению налоговой базы и комиссии по проведению подворной инвентаризации объектов индивидуального жилищного строительства на территории Саратовского муниципального района);

- проведение инвентаризации имущества, находящегося в муниципальной собственности с целью выявления неиспользуемого (бесхозного) и установления направления эффективного его использования (включение в план приватизации выявленного имущества  и проведение аукционов по его реализации, проведение аукционов на право заключения договоров аренды имущества и земельных участков);

- поиск новых источников пополнения бюджета.

 

5. Экономический потенциал района

На территории района осуществляет свою деятельность 1510 юридических лиц. Вновь зарегистрировано с начала года 49 организаций, ликвидировано 105.

 

5.1. Сельское хозяйство

Агропромышленный комплекс района включает 22 сельскохозяйственных предприятия и 60 крестьянских (фермерских) хозяйств, более 11000 личных хозяйств. Специализация сельскохозяйственного производства - овощеводство защищенного грунта и растениеводство (производство зерновых и масличных культур), а также - свиноводство и мясное скотоводство.

Среднесписочная численность работников крупных сельскохозяйственных предприятий составляет 1044 человека. Среднемесячная заработная плата одного работника сельскохозяйственных предприятий за 1 полугодие 2015 года составила 20604 рубля.

 

 

 

 

Площадь земель сельскохозяйственного назначения

Показатель

2011

2012

2013

2014

2015

Площадь района, тыс. га

195,053

195,053

195,053

195,053

195,053

Площадь земель сельскохозяйственного назначения, тыс. га

136,494

136,494

136,494

136,494

136,494

Площадь сельхозугодий, тыс. га

125,286

125,286

125,286

125,286

125,286

Площадь пашни, тыс. га

84,38

84,38

84,38

84,38

84,38

в том числе:

 

 

 

 

 

в обработке, тыс. га

43,22

45,4

45,9

46,4

46,9

неиспользуемая, тыс. га

41,16

38,98

38,48

37,98

37,48

Производство валовой продукции сельского хозяйства

Показатель

2011

2012

2013

2014

2015

Продукция сельского хозяйства, в хозяйствах всех категорий, в фактически действующих ценах, млн. рублей

2199,8

2261,4

2376,7

2521,7

2642,7

в том числе:

 

 

 

 

 

растениеводство

1562,7

1597,6

1685,7

1791,3

1875,1

животноводство

637,1

663,8

691,0

730,4

767,6

Индексы физического объема производства продукции сельского хозяйства, в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году

107,9

102,8

105,1

106,1

104,8

Продукция сельского хозяйства на душу населения, в ценах 2011 года, тыс. рублей

45,7

47,0

49,4

52,4

54,9

Индексы физического объема производства продукции сельского хозяйства за период 2012-2015 годы, в сопоставимых ценах, в том числе по годам:

2012 год - 102,8%, 2013 год - 105,1%, 2014 год - 106,1%, 2015 год - 104,8 %.

Увеличение производства валовой продукции сельского хозяйства позволит обеспечить население района высококачественными продовольственными товарами.

Основные показатели по животноводству

Показатель

2011

2012

2013

2014

2015

Поголовье скота, голов в том числе

 

 

 

 

 

крупный рогатый скот

6802

6244

6300

6420

6500

в том числе коровы

3390

3305

3350

3400

3478

из них коровы мясного направления продуктивности

255

467

480

490

500

свиньи

4681

3425

3600

3800

5000

овцы и козы

13239

17238

17350

17500

17632

Производство

 

 

 

 

 

скот и птица на убой (в живом весе), тонн

3097

2840

2925

3013

3110

молоко, тонн

13986

12771

13202

13531

13990

яйца (тыс. шт)

20036

10140

10290

10440

10570

Надой молока на одну корову в сельскохозяйственных организациях, кг

4125

4530

4600

4650

4700

 

5.2. Потребительский рынок.

Район имеет развитую торговую сеть. Современные тенденции развития розничной торговли сопровождаются развитием специализированных и узкоспециализированных продовольственных и непродовольственных магазинов, что, в свою очередь, позволяет удовлетворять разнообразные потребительские предпочтения в зависимости от уровня доходов населения района.

Оборот розничной торговли в 2014 году составил 6407,7 млн. руб. и соответственно увеличился на 14,7 % по сравнению с периодом прошлого года. В январе-октябре 2015 года данный показатель составил 1926,3 млн. рублей. Индекс физического объема по сравнению с соответствующим периодом прошлого года составил 115,2%.(по области – 113,6 процента).

В развитии потребительского рынка района используется потенциал района, создаются условия для размещения объектов потребительского рынка с преимущественной ориентацией на местного товаропроизводителя. Общественное питание района представлено сетью столовых школ, детских садов, хозяйств, кафе частных предпринимателей.

Оборот общественного питания в 2014 году составил 69900,0 тыс. руб.; в январе - октябре 2015 года составил 22415,0,0 тыс. рублей. Индекс физического объема по сравнению с соответствующим периодом прошлого года составил 111,4%. (по области -106,7)

Администрации муниципальных образований муниципального района создают условия для развития сети предприятий общественного питания в зонах комплексного обслуживания, вдоль автомагистралей.

Ощущается недостаток фирменной торговой сети, реализующей продукцию местных предприятий перерабатывающей промышленности.

Недостаточно развиты связи предприятий потребительского рынка с другими предприятиями области.

На территории района очень мало объектов потребительского рынка, оснащенных современным оборудованием и применяющих новые технологии, нет магазинов для малообеспеченных слоев населения, детских кафе и молочных кафетериев, предприятий и приемных пунктов бытового обслуживания населения.

Проблемой всех отраслей потребительского рынка является недостаточная профессиональная подготовка кадров. Главными целями развития потребительского рынка являются:

- максимальное удовлетворение покупательского спроса населения в качественных товарах и услугах;

- насыщение рынка продукцией местных товаропроизводителей, продвижение их на областной и межрегиональный рынки;

- совершенствование деятельности по защите прав потребителей.

Для достижения названных целей необходимо:

1. Провести картографию объектов потребительского рынка - это позволит формировать рациональное размещение предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания во всех муниципальных образованиях района.

2. Создать посредством изучения спроса и предложения условия для развития специализированных и фирменных предприятий потребительского рынка - это позволит решить проблему наиболее полного удовлетворения покупательского спроса различных слоев населения с учетом уровня доходов.

3. Содействовать развитию сети предприятий общественного питания, включая сеть "быстрого питания" в зонах комплексного торгового обслуживания, вдоль автомагистралей на автозаправочных станциях.

4. Осуществлять контроль за качеством реализуемой продукции и условиями торговли, совершенствовать деятельность по защите прав потребителей.

5. Создавать условия для расширения сети социальноориентированных предприятий общественного питания и бытового обслуживания.

6. Проводить обучение руководителей и специалистов предприятий потребительского рынка путем:

- организации семинаров, лекций, "круглых столов" с привлечением специалистов контролирующих органов, преподавателей специальных учебных заведений;

- проведения конкурсов и выставок профессионального мастерства.

 

5.3. Инвестиционная политика

Ситуация с инвестициями в основные средства складывается положительно в целом по всему Саратовскому муниципальному району.

Саратовский муниципальный район занимает особое место в области.

Это пригородная территория, сочетающая в себе черты как сельского, так и городского быта. Экологические преимущества сельской местности в сочетании с городскими коммуникациями и инфраструктурой определили роль динамично развивающегося и инвестиционно - привлекательного района Саратовской области.

Население района составляет более 48 тысяч человек разных национальностей, среди них труженики сельского хозяйства, перерабатывающей и легкой промышленности, работники бюджетной сферы, строители, предприниматели. В состав территории района входит также и часть прибрежной акватории реки Волга, которая является особой природоохранной зоной. Тысячи жителей Саратовского муниципального района и тысячи горожан, имеющих здесь дачные участки, любят красивые и по-своему уникальные места, с которыми связывают свою жизнь, свои надежды, свои планы.

За 9месяцев текущего года индекс промышленного производства составил 151,6 % к уровню прошлого года и составил 19896176,0 тыс. руб.

Объем инвестиций в основной капитал за январь – сентябрь текущего года предприятиями и организациями всех форм собственности составил 402 миллиона рублей

Реестр инвестиционных проектов включает в себя, как крупные промышленные предприятия, так и развитие малых форм хозяйствования. Всего в текущем году реализуется на территории района 9 крупных инвестиционных проектов на общую сумму свыше 25 млрд. руб. срок реализации до 2020 года. Такие проекты как:

Аэропортовый комплекс «Центральный»

Инвестиционной «точкой роста» Саратовского муниципального района является строительство нового аэропортового комплекса «Центральный» в

с. Сабуровка.

Общая стоимость проекта составит около 20 млрд. рублей.

ЗАО «Сартехстройинвест»

«Саратовский домостроительный комбинат производственной мощностью строительства 130 тысяч м² общей площади жилых домов в год». Общий объем инвестиций по проекту составит 2 млрд. руб. в том числе планируется привлечь денежных средств в 2015 году на сумму 185 млн.руб.

ООО «Экострой»

На нашей территории реализуется инвестиционный проект по строительству крупнейшего и самого современного в России автоматизированного комплекса переработки отходов мощностью 250000 тонн отходов в год. Проектом предусматриваются глубокая сортировка отходов, переработка отходов пластмасс в гранулированное сырье, установка линии по производству альтернативного топлива RDF для дальнейшего использования в печах цементных заводов, захоронение не переработанных остатков ТБО.

Глубина сортировки и переработки отходов составит не менее 30% на начальном этапе и увеличится до 50% после полного выхода всех систем на проектную мощность.

Для реализации ивестпроекта выделен участок земли, площадью 23 га в 1,5 км северо-восточнее п. Расково Саратовского района.

Разработана проектная документация и ведется строительство первой очереди полигона.

Общий объем инвестиций по проекту составит 2157 млн.р. финансирование осуществляется без привлечения средств бюджета, за счет средств инвестора.

Планируемый срок окончания строительства  полигона ТБО декабрь 2014 года стоимость составит 140 млн. руб. и мусороперерабатывающего комплекса 01.04.2015 г.

Также динамично развиваются предприятия перерабатывающей промышленности

ООО «АГА+»

Компания «АГА+»  ведет строительство 2 га теплиц. Инвестиционный проект рассчитан на 2015-2016 годы.

Агрокомплекс «Михайловский»

С целью снижения издержек при реализации продукции сельхозпроизводителями Саратовского и близлежащих районов начато строительство в селе Михайловка Саратовского района комплекса по очистке, фасовке и отгрузки зерна, в том числе и мелкосемянных культур. На сегодняшний день во всей области лён масличный, например, принимается на подработку только на двух элеваторах: Калининском и Балаковском; рыжик на трёх: Балаковском, Воскресенском и Орловском. Такие же трудности есть и в реализации сафлора, горчицы, чечевицы, сорго и просо.

ООО «Агрокомплекс «Михайловский» с объемом хранения 20,0 тыс. тонн (с. Михайловка, Саратовского района). Комплекс имеет высокопроизводительное очистительное оборудование и оснащен  специальным оборудованием для фасовки мелкосеменных и других культур в мешки весом до 1 тонны и погрузки их на автотранспорт. Общий объем инвестиций составит 90,5 млн. руб. на данный момент привлечено денежных средств на сумму свыше 40 млн.руб.

ОАО «Совхоз-Весна» - реконструкция 21,6 га теплиц, стоимость проекта 1300 млн. руб. Проведена реконструкция на площади 8,1 га, объем инвестиций составил 600 млн. руб.

ООО «РЭХН» - реконструкция  9 га теплиц, стоимость проекта 100 млн. руб. Построено 6 га теплиц, стоимость составила 483 млн. руб. В 2014 году проведено строительство 1,48 га зимних теплиц с оборудованием для досветки, общий объем инвестиций составил свыше 49 млн.руб. Оборудование для досветки применено одним из первых в области среди тепличных комбинатов. Оно позволит увеличить выход продукции с 1 м2 и максимально интенсифицировать производство овощей закрытого грунта.

ООО «Отдых 2010» - строительство 15 га теплиц, стоимость проекта 370 млн. руб. В 2014 году ведется строительство 3 га теплиц, планируется ввести в эксплуатацию 2 га теплиц, стоимость составит 40 млн. руб.

ООО ТК «МГ групп» - строительство 12 га теплиц, стоимость проекта составит 1000 млн. руб. В 2014 году построено 4 га, затраты финансов составили 300 млн. руб. и введен в эксплуатацию 1 га постройки 2013 года.

На территории Саратовского муниципального района активно возрождается плодоводство и виноградарство. В сельскохозяйственных предприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах района имеется 276 га садов. Планируется увеличение площадей многолетних насаждений: в октябре 2014 года проведена закладка 2 га грецкого ореха и 1 га виноградника (ИП глава КФХ Еремина А.З.), весной 2015 года планируется закладка 15 га косточкового сада (ООО «Хмелевское») и 2 га семечкового сада интенсивного типа (ООО «РЭХН»). Кроме того ООО НПП «Станция садоводства» планируется заложить плантацию малины 3 га. Таким образом общий объем инвестиций в развитие садоводства и виноградарства составит свыше 6 млн. руб.

Самым объективным критерием оценки эффективности вложения денежных средств в экономику являются налоговые отчисления. В бюджеты всех уровней за 9месяцев 2014 года налоговые отчисления составили 1 426 млн. руб. (863 млн. руб. за 2013 год), в том числе в местный бюджет 206 млн.руб. создано 308 рабочих мест.

При завершении реализации инвестиционных проектов реализуемых на территории района планируется создать свыше 3,5 тыс. рабочих мест, а также дополнительно увеличить налоговые отчисления в бюджеты всех уровней на 3,5 млрд. руб.

Прямые инвестиции являются ключевым компонентом движущих сил экономического роста. Инвесторов в экономике все еще преследует множество факторов неопределенности. Основной задачей администрации Саратовского района является обеспечение комфортных условий для работы предприятий, а также привлечения инвестиций в экономику Саратовского  муниципального района. Для этого был разработан инвестиционный паспорт района, предоставлены предложения по размещению инвестиционных площадок на территории района. Считаю, что Саратовский муниципальный район и в дальнейшем будет динамично развиваться и привлекать инвесторов в экономику, как самого района, так и Саратовской области в целом.

5.4. Малый и средний бизнес

В настоящее время в районе 566 малых предприятий, в которых работает 4,5 тыс. человек. Численность индивидуальных предпринимателей и работающих у индивидуальных предпринимателей работников оценена в 2,9 тыс. человек.

Структура малого бизнеса сохраняется на протяжении ряда лет. Наибольшая численность занятых приходится на торговлю (45-49%), обрабатывающую промышленность (26-30%) и строительство (25-27%).

Малое предпринимательство сконцентрировано в основном, в 4 отраслях экономики: торговля и общественное питание, сфера бытового обслуживания, сельскохозяйственное производство и переработка, промышленное производство.

Точки роста:

v Увеличение налоговых поступлений в консолидированный бюджет   Саратовского района.

v Улучшение условий труда.

v Снижение напряженности на рынке труда.

v Создание условий здоровой конкуренции.

 

6. Состояние системы управления

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в районе создана двухуровневая структура местного самоуправления. Структуру органов местного самоуправления на районном уровне составляют представительный орган – Собрание депутатов Саратовского муниципального района, исполнительно – распорядительный орган – Администрация Саратовского муниципального района.

В среднесрочном периоде предстоит реализация мероприятий, направленных на реформирование и совершенствование организационных структур управления и, в частности, разработку и внедрение системы управления по результатам.

Кадровый потенциал органов местного самоуправления достаточно высок.

Уровень развитости нормативно-правовой базы муниципального района также достаточно высок, однако, она потребует увязки с новыми целями и задачам развития района.

В среднесрочной перспективе органам местного самоуправления района предстоит проводить серьезную работу по перестройке системы управления в соответствии с принципами административной реформы и реформы бюджетного процесса, направленными на внедрение инструментов стратегического планирования, программно-целевого бюджетирования, новых механизмов административного регулирования и управления.

Результатом реализации реформы местного самоуправления на территории района должно стать четкое определение по возможности непересекающихся сфер ответственности каждого уровня власти, увеличение самостоятельности местных властей при принятии решений, а также установления стабильных и формализованных правил взаимоотношений между уровнями власти и управления.

 

 

7. Система организации и контроля за реализацией Программы

Система организации и контроля за реализацией Программ осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Саратовского муниципального района, возлагается на структурные подразделения администрации Саратовского муниципального района, предприятия, организации и учреждения Саратовского муниципального района. Координацию выполнения Программы и контроль за ходом ее реализации осуществляет управление экономического развития, торговли сельского хозяйства и продовольствия администрации Саратовского муниципального района.

 

 

8. Анализ Программы  «Социально-экономического развития Саратовского муниципального района на 2013-2015 годы»

Начиная с 2003 года в Российской Федерации реализуется Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В рамках данного закона было проведено изменение существующей территориальной организации местного самоуправления, начато разграничение полномочий и предметов ведения между субъектами Федерации и муниципальными образованиями, распределение вопросов местного значения внутри системы местного самоуправления, созданы основы правового регулирования отношений в рамках бюджетного финансирования расходных полномочий органов местного самоуправления и отдельных государственных полномочий, осуществляемых органами местного самоуправления.

Поиск нового качества и содержания управления местным развитием привели к появлению новых форм и методов планирования, в том числе стратегического планирования, в рамках которого проходит формирование целевых ориентиров развития местного сообщества на перспективу в соответствии с имеющимися возможностями и ресурсами, а также определяется последовательность их реализации.

Стратегическое планирование развития Саратовского района интегрировано в систему стратегического планирования Саратовской области, закрепленную Программой социально-экономического развития Саратовской области. В рамках этих документов в качестве приоритета развития Саратовского района определено сельское хозяйство, промышленное производство и развитие малого предпринимательства, что соответствует потенциальным возможностям и природным ресурсам территории.

 

Интегральная оценка исходной социально-экономической ситуации и предпосылки развития

Саратовский муниципальный район относится к группе муниципальных образований с уровнем развития выше среднего, следовательно, стартовый социально-экономический потенциал территории достаточно высок.

Природно-ресурсный потенциал. Наличие земель сельскохозяйственного назначения, общераспространенных полезных ископаемых и сырьевых ресурсов, возобновляемых ресурсов растительного и животного мира позволяют не только развивать традиционные сферы хозяйствования, но и положить начало развитию собственных перерабатывающих отраслей. При благоприятных условиях инвестирования наибольшую отдачу дадут развитие производств комбикормовой промышленности, переработка молока и производство молочной продукции. Хорошие предпосылки имеются для развития мясного животноводства, кормопроизводства, производства льна и продукции его переработки. Организация добычи глин, песка и других строительных материалов позволит закрыть потребности района и г. Саратова.

Наибольшее значение в жизни района имеет Волга. Самая длинная река не только европейской части России, но и всей Европы (3690 км) протекает по восточной границе Саратовского муниципального района на протяжении 54 километров.

Экономико-географический потенциал. Выгодное географическое положение, близость к областному центру, хорошо развитая транспортная инфраструктура, наличие железной дороги, а также наличие устойчивого спроса на продукцию традиционных отраслей хозяйства, могут служить гарантией дальнейшего развития района. Использование этих преимуществ создадут хорошие предпосылки усиления доминирующей роли района в области, прежде всего, за счет реализации инвестиционных проектов направленных на производство строительных материалов.

Инвестиционный потенциал. Перспективными сферами эффективного приложения капитала, по сути, «полюсами развития» экономики района являются пищевая промышленность и сельское хозяйство. Потенциально привлекательной отраслью для инвестирования является и строительный комплекс.

Близость сырья, наличие свободных производственных площадей, развитая транспортная инфраструктура, спрос на продукцию приоритетных отраслей - объективные факторные условия, которые являются источниками устойчивых конкурентных преимуществ района для привлечения стратегических инвесторов.

Создание на территории района конкурентоспособных аграрных кластеров, бесспорно, является своеобразной «точкой роста» в развитии агропромышленного комплекса. Приход инвесторов в агропромышленный комплекс района позволит не только повысить конкурентоспособность производимой сельскохозяйственной продукции посредством создания высокопроизводительных мощностей, но и обеспечить устойчивое развитие сельских территорий района.

Привлечение инвестиций в коммунальную сферу приведет к модернизации коммунальной инфраструктуры. Объектами приложения инвестиционного капитала, в том числе интересные для частного бизнеса, являются источники теплоснабжения, водоснабжения, тепловые и водопроводные сети района.

Бюджетно-налоговый потенциал. Консолидированный бюджет района характеризуется высоким удельным весом финансовой помощи из областного бюджета(в основном касается деятельности социальной сферы), но и значительной частью собственных доходов. Деятельность органов местного самоуправления в бюджетно-налоговой сфере  направлена на развитие собственной налогооблагаемой базы, а также на обеспечение процесса расходования бюджетных средств с использованием бюджетирования, ориентированного на результаты.

Социально-инфраструктурный потенциал в районе характеризуется достаточно высокой степенью обеспеченности населения учреждениями образования и здравоохранения. Однако при развитом образовательном комплексе в районе имеется потребность в дошкольных образовательных учреждениях. Решение данной проблемы в настоящее время осуществляется целенаправленно, посредством участия района в целевых программах. В системе здравоохранения, характеризующейся некогда нехваткой и низкой развитостью материально-технической базы учреждений здравоохранения, сегодня наблюдаются положительные изменения, направленные на повышение качества и доступности оказываемой медицинской помощи населению в рамках реализации приоритетного национального проекта.

Инфраструктурный потенциал района характеризуется достаточно высоким уровнем развития. Несмотря на высокое значение показателя обеспеченности территории района автомобильными дорогами, более половины из них требует приведения в нормативное состояние. Уровень развития телефонной сети домашнего пользования достаточен, также успешно внедряются альтернативные виды связи.

 

Из таблицы приведенной ниже «Оценка основных показателей Программы  «Социально-экономического развития Саратовского муниципального района на 2013-2015 годы» мы видим, что программа социально-экономического развития эффективна.


Оценка основных показателей Программы  «Социально-экономического развития Саратовского муниципального района на 2013-2015 годы»

Показатели

Оценка 2013 года

Прогноз на 2014 год

Факт

2014 год

% исполнения

1

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (по видам деятельности раздел «Добыча полезных ископаемых», «Обрабатывающие производства», «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды»)

14342023

16546027

27138938

164,0

2

Объем производства подакцизных товаров

0

0

0

0

3

Доходы, уменьшенные на величину расходов в соответствии со статьей 346.5 Налогового кодекса РФ, сельскохозяйственных товаропроизводителей, перешедших на уплату единого сельскохозяйственного налога, всего

38900

39100

30750

78,7

1

Оборот розничной торговли

2640290

2926440

6407700

219,0

5

Оборот общественного питания

56130

60960

69900

114,7

6

Объем платных услуг населению

528900

589700

952945

161,6

в том числе бытовые услуги

59560

67090

107586

160,4

7

Денежные доходы населения, всего

4971100

5479000

8017012

146,3

8

Расходы и сбережения, всего

4722520

5767185

7856672

136,2

10

Численность населения, чел.

48558

48500

49683

 

11

Численность работающих, всего, человек

16669

 

16069

 

19907

123,9

12

Фонд оплаты труда работающих, всего (включая данные по сотрудникам УВД, УГПС, юстиции и приравненным к ним категориям военнослужащим)

2847700

 

3173700

4921000

155,1

 

Сельское хозяйство

 

 

 

 

13

Площадь района, тыс. га

195,053

195,053

195,053

100

14

Площадь земель сельскохозяйственного назначения, тыс. га

136,494

136,417

136,354

99,7

15

Площадь сельхозугодий, тыс. га

125,286

125,210

125,151

99,7

16

Площадь пашни, тыс. га

84,38

84,317

84,306

99,9

17

в том числе:

 

 

 

 

18

в обработке, тыс. га

45,4

45,9

47,02

102,4

 

неиспользуемая, тыс. га

38,98

38,48

37,286

96,9

19

Объем валовой продукции сельского хозяйства в действующих ценах каждого года

2151,6

2311,5

4318,5

186,8

20

Продукция сельского хозяйства на душу населения, в ценах 2011 года, тыс. рублей

47,0

49,4

87,1

176,32

 

Поголовье скота, голов в том числе

 

 

 

 

21

крупный рогатый скот

6244

6300

5088

80,8

22

в том числе коровы

3305

3350

2204

65,8

23

из них коровы мясного направления продуктивности

467

480

510

106,3

24

свиньи

3425

3600

2309

64,1

25

овцы и козы

17238

17350

13567

78,2

 

Производство

 

 

 

 

26

скот и птица на убой (в живом весе), тонн

2840

2925

1885,9

64,5

27

молоко, тонн

12771

13202

8667,9

65,7

28

Число учреждений культурно-досугового типа, единиц

25

25

25

100

29

Число общедоступных библиотек, единиц

30

30

30

100

30

Библиотечный фонд, экз.

164823

165647

153893

92,9

31

В среднем на 1000 населения, тыс. экз.

3583

3601

3400

94,4

32

Число читателей, чел.

15206

15211

15240

100,2

33

Удельный вес населения, охваченного библиотечным обслуживанием, %

35

35

34

97,2


 

9. Стратегическая цель и приоритеты социально-экономического развития района

 

 

Стратегической целью социально-экономического развития Саратовского района на долгосрочную перспективу является:

 

 

В рамках выбранных направлений в среднесрочной перспективе органам местного самоуправления необходимо решить задачи по следующим приоритетам:

þ    ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ЖИЗНИ и формирование эффективного рынка труда

Главной задачей в области повышения уровня жизни населения является существенное снижение уровня бедности на основе поддержания высоких темпов экономического роста, рост денежных доходов населения, сокращение теневых форм оплаты труда и развитие механизмов социального партнерства.

Устойчиво высокие темпы экономического роста невозможно обеспечить без развития гибкого рынка труда и создания условий для возникновения эффективных рабочих мест. Перед органами местного самоуправления района стоят две задачи – содействие трудоустройству населения района и сохранение и наращивание профессионально-кадрового потенциала территории в соответствие с имеющимися потребностями рынка. Для решения этих задач требуется развитие сотрудничества администрации района с районным подразделением федеральной службы занятости, сельскохозяйственными и промышленными предприятиями района, проведение активной политики в области занятости населения, закрепления кадров в районе, формирование заказа на подготовку кадров для нужд района.

 

þ    СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОЙ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ и жизнедеятельности населения

Благоприятная среда обитания, в первую очередь, базируется на достаточной для удовлетворения потребностей населения социальной инфраструктуре, включающей учреждения образования, здравоохранения, культуры и т.д. Данная сфера оказалась практически не затронута рыночными преобразованиями, что привело к снижению качества многих социальных услуг, не эффективному использованию ресурсов, игнорированию реальных потребностей отдельных групп населения, устареванию нормативной правовой базы.

В целях удовлетворения устойчивой потребности отдельных категорий населения в социальных услугах требуется провести оптимизацию системы оказания социальных услуг, направленную на повышение качества и увеличение их объема, продолжить работу по укреплению материально-технической базы социальных учреждений района, в том числе и за счет участия в реализации национальных проектов в области образования и здравоохранения, а также областных целевых программ.

þ     ПРЕОДОЛЕНИЕ УГРОЗЫ ДЕПОПУЛЯЦИИ И ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

1) Преодоление неблагоприятных негативных тенденций в демографической политике, посредством реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере:

– организации оказания первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, скорой медицинской помощи. Реализация этих полномочий должна быть направлена, прежде всего, на снижение уровня младенческой смертности, инфекционных заболеваний и общей заболеваемости;

– преодоления тенденций естественной убыли населения за счет снижения смертности от неестественных причин, отрицательного сальдо миграционных процессов, старения населения.

– развития патронатного воспитания;

2) Создания условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры, библиотечного обслуживания, обеспечения условий для развития массовой физической культуры и спорта.

3) Создания условий для массового отдыха жителей поселений и организации обустро йства мест массового отдыха населения.

 


þ    Содействие формированию кластеров в приоритетных отраслях экономики района

 

Саратовский муниципальный район потенциально относится к сельским районам Саратовской области, но в настоящее время рассматривается как крупнейшая производственная площадка для развития промышленности Саратовской области.

Выгодное экономико-географическое положение района, наличие относительно развитой транспортной, производственной и инженерной инфраструктур, достаточных трудовых ресурсов, - это преимущества, которые делают целесообразным размещение в Саратовском районе основных предприятий регионального значения и предопределяют развитие промышленного комплекса района через реализацию крупных проектов в сфере производства промышленной продукции.

Перспективы развития сельского хозяйства определены, исходя из экономических и природных условий, ресурсного потенциала района в соответствии с федеральными, региональными и районными целевыми программами развития АПК и приоритетным национальным проектом «Развитие АПК». Приоритетными отраслями в развитии сельского хозяйства района определены, это производство овощей закрытого грунта, молочно-мясное животноводство, зерна, кормопроизводство.

Функционирование личных подсобных хозяйств (ЛПХ) будет осуществляться при оказании активной государственной (муниципальной) поддержи с учетом их большой не только экономической, но и социальной значимости для района. Предполагается дальнейшее их развитие на основе расширения рыночных отношений с крупными и средними субъектами рынка.

 

þ    РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПОВЫШЕНИЕ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

 

Динамичное развитие малого предпринимательства является одним из важнейших факторов экономического роста, формирования основ политической и социальной стабильности общества. Этот сектор создает новые рабочие места, обеспечивает самозанятость населения и обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс товаров и услуг в соответствии с быстро меняющимися требованиями рынка и необходимый для местных нужд. Малый бизнес способствует увеличению налоговых поступлений в местный бюджет, наиболее динамично осваивает новые виды продукции и экономические ниши.

В целом, период формирования условий развития предпринимательской деятельности в Саратовском районе завершен.

Развитие малого предпринимательства на территории района в среднесрочной перспективе будет определяться через реализацию комплекса мероприятий, определенных в муниципальной целевой программе развития малого предпринимательства и направленных на улучшение условий хозяйствования субъектов малого предпринимательства района, особенно «стартующего», стимулирование их деятельности посредством совершенствования форм и механизмов организационной поддержки.

В рамках Программы одной из главных задач органов местного самоуправления является развитие малого предпринимательства на территориях сельских поселений района. Это обусловлено отсутствием действующих производств в ряде населенных пунктов, что служит объективной предпосылкой для развития деловой активности местного населения, включая стимулирование предпринимательства и поддержку частных домохозяйств. Основными направлениями этой поддержки являются мероприятия правового, инфраструктурного, информационного характера, направленные на разъяснение населению основ предпринимательства, а также создание благоприятных правовых, экономических, социальных и других условий, способствующих эффективному функционированию вновь создаваемых и развитию существующих субъектов малого предпринимательства на селе.

 

þ    повышение инвестиционной привлекательности ТЕРРИТОРИИ ЧЕРЕЗ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ

 

В этом направлении основная задача власти района – создать условия для привлечения стратегических инвесторов в район и, прежде всего, через развитие транспортной инфраструктуры, телефонной связи и телекоммуникаций. Это предполагает совместную реализацию комплекса мероприятий органов местного самоуправления и бизнеса, направленных на приведение в нормативное состояние дорог района, дальнейшее развитие телефонной связи, а также новых видов связей (сотовая, ускоренная почта, Интернет), которые являются резервом роста объемов услуг связи, как для бизнеса, так и для населения.

Важным в инвестиционном развитии территории является и наличие объектов, привлекательных для потенциальных инвесторов. Здесь деятельность органов власти направлена на реализацию следующих мероприятий:

– анализ существующей нормативно-правовой базы, регулирующей инвестиционный процесс;

– решение юридических вопросов по земле и недвижимости;

– описание инвестиционных площадок с учетом располагаемой инженерной инфраструктуры;

– составление каталога инвестиционных площадок;

– информационное сопровождение и продвижение инвестиционных площадок.

þ    ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РАЙОНА

Саратовский муниципальный район обладает значительными земельными, водными, охотничье-промысловыми, рыбными ресурсами, а также древесными и недревесными ресурсами леса и имеет хорошие предпосылки для развития экологического туризма, охоты и рыбалки.

Эффективное использование природных ресурсов, развитие собственных добывающих и перерабатывающих производств, базирующихся на местной сырьевой базе, являются единственным источником социально-экономического развития района, поэтому рациональное природопользование и равноправный доступ к природным ресурсам ныне живущих и будущих поколений людей является залогом успеха его развития.

Управленческая практика последних лет показывает, что эффективность института местного самоуправления зависит от ежедневной высокопроизводительной работы всех подразделений исполнительно-распорядительного органа власти, которая достигается посредством внедрения стройной системы планирования, проведения целенаправленной работы по сбору информации об эффективности работы отделов и её обработке, обеспечению жёсткого контроля над исполнением принятых решений.

Целью реализации этого приоритета является внедрение методов и процедур управления, ориентированного на результат, и проектного управления в Администрации района, что позволит достичь планируемых в рамках данной концепции общественно значимых результатов, более эффективно осуществлять контроль за исполнением решений представительного органа района и Главы района, повысить эффективность использования ресурсов.

þ    РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Переход на новые принципы организации управления социально-экономическим развитием территории требует повышения эффективности ключевых управленческих процессов и организационных структур в органах местного самоуправления.

Организация этого процесса предполагает разработку и внедрение административных регламентов муниципальных услуг и функций на основе соответствующего нормативно-правового и методического обеспечения.

 

þ    ОПТИМИЗАЦИЯ ФУНКЦИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ РАЙОНА

Реализация данного приоритета предполагает проведение функционального анализа (в разрезе структурных подразделений) деятельности органов местного самоуправления, направленного на определение оптимального перечня функций (исключающего дублирующие и избыточные функции) органов местного самоуправления с учетом основных направлений деятельности структурных подразделений исполнительного органа местного самоуправления.

 

þ    ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА

Одной из ключевых проблем функционирования системы органов местного самоуправления является информационная закрытость и отсутствие обратной связи с гражданами и организациями. Для повышения эффективности взаимодействия органов местного самоуправления и гражданского общества, а также повышения открытости их деятельности требуется разработать соответствующую нормативно-правовую и методическую базу, внедрить механизмы повышения открытости муниципальных органов, а также обеспечить совершенствование их взаимодействия с обществом.

Еще одной существенной проблемой местного самоуправления является недостаток существующей системы статистического учета, не позволяющей в полной мере оценивать эффективность работы органов местного самоуправления и качество предоставляемых ими услуг. Ведомственные системы сбора данных не позволяют осуществлять качественную оценку результативности деятельности органов местного самоуправления.

Не менее важной задачей должно стать создание эффективной системы мониторинга показателей Программы социально-экономического развития района.

10. Механизм реализации и ресурсное обеспечение Программы.

Источниками средств для реализации Программы социально-экономического развития Саратовского муниципального района являются средства бюджетов всех уровней и внебюджетные источники, направляемые на реализацию инвестиционных проектов на территории района.

Основным механизмом реализации Программы является исполнение действующих и принимаемых долгосрочных областных, а также других программ. Заложенные в них средства областного бюджета, привлекаемые средства федеральных программ и проектов, внебюджетные средства выступят в качестве финансового обеспечения.

11. Организация управления Программой и контроль ее реализации

Программа социально-экономического развития муниципального района утверждается главой администрации Саратовского муниципального района, который осуществляет общее руководство Программой.

Полномочия:

- утверждение Программы социально-экономического развития района;

- определение объемов и источников финансирования;

- утверждение нормативных правовых актов, предусмотренных Программой, в рамках собственной компетенции и в соответствии с Уставом района;

- контроль за ходом реализации Программы.

Организационная структура управления Программой базируется на существующей структуре органов местного самоуправления муниципального района.

Выполнение оперативных функций по реализации Программы осуществляется Управлением экономического развития, сельского хозяйства и продовольствия администрации Саратовского муниципального района.

Одним из основных элементов управления Программой является план действий по ее реализации, утверждаемый главой администрации Саратовского муниципального района. Данный план включает основные мероприятия Программы с указанием ответственных исполнителей и сроков выполнения мероприятий, а также регламент представления отчетов о ходе реализации Программы главе администрации Саратовского муниципального района.

Полномочия главы администрации Саратовского муниципального района:

- осуществление общего руководства Программой и назначение руководителя Программы;

- обеспечение механизмов и процедур управления Программой;

- принятие нормативных правовых актов в рамках своей компетенции и в соответствии с Уставом;

- постановка оперативных и долгосрочных задач по реализации стратегических приоритетов и основных мероприятий Программы, в том числе ежегодное рассмотрение и утверждение перечня основных мероприятий и муниципальных целевых программ, объемов их финансирования и сроков реализации;

- подготовка заключения о ходе выполнения Программы, рассмотрение предложений по внесению изменений по приоритетности отдельных программных мероприятий;

- иные полномочия.

Управлением экономического развития, сельского хозяйства и продовольствия администрации Саратовского муниципального района осуществляет методическое руководство, координацию работ и контроль по следующим направлениям:

- подготовка перечня муниципальных целевых программ, предлагаемых к финансированию из муниципального бюджета на очередной финансовый год;

- осуществление текущего контроля за реализацией мероприятий Программы, соответствием использования ресурсов района приоритетам социально-экономического развития района.

Иные структурные подразделения администрации муниципального района осуществляют следующие функции:

- подготовка проектов нормативных правовых актов в подведомственной сфере в рамках своей компетенции;

- подготовка проектов районных программ по приоритетным направлениям Программы;

- формирование заявок на выделение средств из областного и муниципального бюджетов;

- подготовка предложений, связанных с корректировкой целевых показателей, сроков, исполнителей и объемов ресурсов по мероприятиям Программы.

 

12. Заключение

Программа социально-экономического развития Саратовского муниципального района Саратовской области на 2016-2018 годы разработана в соответствии с требованиями, предъявляемыми к подобным документам.

Анализ стартовых условий и оценка исходной социально-экономической ситуации показали, что район имеет производственный потенциал, природные и рекреационные ресурсы, историко-культурный потенциал, которые могут быть использованы для развития территории в будущем.

На основе проведенного SWOT-анализа были определены возможности, приоритеты и направления социально-экономического развития района на среднесрочную перспективу. По каждому их сформулированных приоритетов определены основные направления их реализации. Главным целевым ориентиром и стратегическим направлением в сфере социально-экономического развития муниципального образования является: продвижение к новому качеству жизни, высокому уровню достатка в каждой семье, здоровью и безопасности каждого человека на основе реализации целей социального развития, наращивания экономического потенциала, эффективного использования природно-ресурсного потенциала и перехода к устойчивому развитию территории. Программа содержит ожидаемые результаты в социально-экономической и финансово-бюджетной сферах, ресурсы для ее реализации, а также перечень основные программных мероприятий.

 

 

 

 

 


Основные показатели прогноза социально-экономического развития на 2016-2018 года

по Саратовскому муниципальному району

Показатели

Отчет 2014 года

Оценка 2015 года

Прогноз на 2016 год

Прогноз на 2017 год

Прогноз на 2018 год

1

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (по видам деятельности раздел «Добыча полезных ископаемых», «Обрабатывающие производства», «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды»)

27138938

29128614

32358995

35999334

39850107

2

Объем производства подакцизных товаров

0

0

0

0

0

3

Доходы, уменьшенные на величину расходов в соответствии со статьей 346.5 Налогового кодекса РФ, сельскохозяйственных товаропроизводителей, перешедших на уплату единого сельскохозяйственного налога, всего

30750

41770

43860

46500

49300

4

Оборот розничной торговли

6407700

6955200

7520200

8233300

8964430

5

Оборот общественного питания

69600

76520

81790

87180

92840

6

Объем платных услуг населению

952945

1017290

1111200

1211680

1316640

в том числе бытовые услуги

107586

112430

126290

138290

149770

7

Денежные доходы населения, всего

8017012

8703700

9421520

10305060

11212620

8

Расходы и сбережения, всего

7856672

8529620

9233080

10098950

10988360

16

Инвестиции в основной капитал, млн. руб.